Мы — на своей земле!
«Живая стена» у ворот феодосийского порта, где на таможенном терминале стоят контейнеры с натовским вооружением и боеприпасами, и у полигона в Старом Крыму, куда направлялся груз. Пикеты у санатория МВД в Алуште, где первоначально заселили 110 американских бойцов, и военного в Феодосии, куда их позже перевезли к ещё 117 солдатам США. Решительные лица участников бессрочной акции, на груди — таблички «Я — гражданин Автономной Республики Крым без НАТО». Георгиевские ленты, уже тогда ставшие символом единения крымчан в противостоянии внешней угрозе. И постоянно растущий список крымских населённых пунктов, объявленных территорией без НАТО. Тысячи крымчан, независимо от возраста, национальности и политических взглядов, 15 лет назад встали на защиту полуострова от военных США и Североатлантического альянса, вознамерившихся вместе с Украиной провести учения на крымском побережье. И продержались 26 дней, победили.
«Си Бриз» не пройдёт!»
Всё началось на рассвете 27 мая 2006 года, когда американский корабль «Adventure» решил по-тихому зайти в феодосийский порт, чтобы участвовать в учениях «Си Бриз», за ним должны были зайти и другие. Но не получилось: разведка доложила точно, и в порту «гостей» встречали тысячи протестующих. А депутаты горсовета Феодосии на срочно собравшейся внеочередной сессии объявили «город без НАТО». Потом таких населённых пунктов на карте полуострова стало очень много. Митинги у здания порта, где с американского корабля выгружены контейнеры, как потом оказалось, с оружием, проходили ежедневно. Как заявлял тогдашний лидер крымских коммунистов Леонид Грач, Крым используют как территорию для военно-политических манипуляций в интересах США. Десять лет назад мы противостояли учениям «Си Бриз-96», не допустим и сейчас. Восстали, как говорили участники митингов, не против учений как таковых, а против нарушения тогдашним президентом Ющенко Конституции Украины, против вероломного, без разрешения парламента страны, вторжения американцев, собравшихся якобы модернизировать военный полигон в Старом Крыму — создавать свою военно-морскую базу, медленно вторгаться на наш полуостров. Восстали, не опасаясь обещанных и, конечно, потом заведённых уголовных и административных дел. За свою землю, за право говорить на родном языке — ведь дай мы здесь слабину, совсем бы вытеснили русский дух из Крыма.
Впрочем, противостояли незаконным учениям тогда не только крымчане — жители Николаева, Херсона, Харькова, Донбасса, Черкасс, Запорожья, Винницы, Сум, Полтавы, даже из Львова приехали сказать «Нет НАТО». Очевидно, тогда, после первого майдана и «оранжевой» революции, граждане Украины лучше ощущали угрозу для страны от присутствия в ней иностранных военных.
И, конечно, поддержать крымчан приехали с материковой России: все понимали, что Крым — мост между странами, и обустройство на полуострове военной базы НАТО — прямая угроза не только Украине, но и России. Которую, кстати, сторонники Североатлантического альянса во властных коридорах Киева поспешили записать в «организаторы крымских протестов» — украинская традиция видеть во всём «руку Москвы». По инициативе депутатов Константина Затулина, Юрия Квицинского, Геннадия Зюганова и других Государственная Дума России приняла обращение к народным депутатам Украины о «серьёзной озабоченности в связи с официально заявляемыми Украиной планами вступления в НАТО. Россия и россияне не могут быть безразличными как к судьбе Крыма, так и к судьбе братского украинского народа и Украины в целом».
Заявления с призывом «остановиться» в ответ на «непродуманные действия Министерства обороны Украины по выгрузке в морском порту Феодосии груза военного назначения США и прибытия в аэропорт «Симферополь» большой группы военнослужащих США» принимали и депутаты Верховного Совета Автономной Республики Крым. Как оказалось, власти автономии даже в известность об этом «вторжении» не поставили. Крымские власти отреагировали, признав полуостров территорией без НАТО.
Традиция побеждать
Сломить произвол киевской власти крымчанам удалось — 12 июня почти все американские военные покинули полуостров, лишь шестеро остались охранять груз в порту Феодосии. Через неделю к ним добавилось ещё 35 американцев в гражданском для подготовки вывоза груза. Его вместе с американцами вывезли из Крыма 21 июня на сухогрузе «Антон Колесниченко». А в Феодосии прошёл марш Победы крымчан, в очередной раз доказавших: «Мы — не янки, мы — славяне, наши братья — россияне!».
Спустя год на здании порта появилась мемориальная доска, а день 21 июня стал памятным днём Феодосии, символизирующий стойкость и единство людей. В этом году памятную дату хотят отметить на общекрымском уровне. «Надеемся, что власти Крыма нас поддержат, и десятилетие акции «АнтиНАТО» отметим не только на уровне муниципального образования, но и всего полуострова», — отметила глава Феодосийского городского Совета Светлана Гевчук.
- События пятнадцатилетней давности в Феодосии — это предтеча «Крымской весны», один из самых ярких эпизодов борьбы крымчан за свои законные права и свободы, которая не прекращалась все 23 года украинского периода, — отмечает Константин Бахарев, первый заместитель председателя Государственного Совета Республики Крым. — Как и в дни «Крымской весны», в июне 2006-го главными действующими лицами были обычные люди, не пожелавшие смириться с попыткой Киева превратить наш полуостров в натовский плацдарм. Их стихийный и массовый протест привёл к тому, что натовские вояки позорно убрались из Крыма и забыли сюда дорогу. Конечно, тут же нашлись «вожди», пожелавшие возглавить народное возмущение: в те июньские дни Феодосия стала местом паломничества российских, украинских, крымских политиков, а от партийный флагов на митингах рябило в глазах. Но участники акций протеста не нуждались в предводителях — они действовали не по партийному уставу, а по зову сердца. В таких ситуациях и закалялся наш особый крымский характер, благодаря которому крымчане из любых испытаний выходят победителями.
Последние комментарии