Тот, кто носит, или когда-либо носил голубые погоны с десантными эмблемами, всю жизнь будет с гордостью произносить слова: Я - ДЕСАНТНИК!""Десантник - это концентрированная воля, сильный характер и умение идти на риск.""ВДВ - это мужество высшего класса, храбрость первой категории, боевая готовность номер один". "Тот, кто ни разу не покидал самолет, откуда города и села кажутся игрушечными, кто ни разу не испытывал радости и страха свободного падения, свист в ушах, струю ветра, бьющего в грудь, тот никогда не поймет чести и гордости десантника". "Истинную цену жизни знает только десантник. Ибо он чаще других смотрит смерти в глаза". "Десантники - это люди, которые могут стать седыми или остаться вечно молодыми в памяти людей". "ВДВ - это мужество, стойкость, успех, натиск, престиж". "Прыжок не самоцель, а средство вступления в бой". "С любых высот - в любое пекло!" Кто обидит Россию, будет иметь дело с ВДВ. Победа не за тем у кого сила, а за тем у кого правда.

110 ЛЕТ НАЗАД РОДИЛСЯ СОВЕТСКИЙ КОНСТРУКТОР ВЕРТОЛЁТОВ, ДОКТОР ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК МИЛЬ М.Л.

Михаил Леонтьевич Миль  родился 9 ноября 1909 года. Детство и юность прошли в Иркутске, его отец, Леонтий Самойлович Миль, был железнодорожным служащим, мать, Мария Ефимовна — зубным врачом. Его дед, Самуил Миль, был евреем-кантонистом, после 25 лет службы на флоте осел в Сибири. В семье были ещё старшая дочь Екатерина и брат Яков.

С юных лет увлекся авиамоделированием. В двенадцатилетнем возрасте Михаил сделал модель самолёта, которая победила на конкурсе в Новосибирске.

В 1925 году после окончания коммерческого училища поступил в Сибирский технологический институт (ныне — Национальный исследовательский университет ресурсоэффективных технологий «ТПУ») в Томске. Принимал активное участие в работе планёрной секции. С товарищами построил легкий одноместный планёр и сделал на нём первый полёт.

В 1928 году поступил на механический факультет Донского политехнического института в Новочеркасске (ныне — Южно-Российский Государственный Технический Университет (Новочеркасский Политехнический Институт) на авиационную специальность. Все своё свободное время посвящал авиамоделизму. В 1929 году стал начальником бригады аэродинамиков в институте.

В 1931 году после окончания института по рекомендации Н.И. Камова (конструктора вертолётов, будущего Героя Социалистического Труда) принят на работу в Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) имени Н.Е. Жуковского. Работал в должности инженера, начальника бригады аэродинамики и экспериментальных расчётов отдела особых конструкций. Участвовал в разработке автожиров А-7, А-12 и А-15. В период с 1936 по 1943 годы последовательно занимал должности инженера, заместителя главного конструктора опытного КБ по винтокрылым аппаратам.

В период с 1941 по 1943 год находился в эвакуации в посёлке Билимбай (городской округ Первоуральск Свердловской области). Занимался вопросами усовершенствования боевых самолётов, улучшением их устойчивости и управляемости. Для проведения испытаний выезжал на фронтовые аэродромы. Во время испытательных полётов лично находился в самолёте. Член ВКП(б) / КПСС с 1943 года.

В 1943 году вернулся вместе с семьёй в Москву. В период с 1943 по 1947 годы занимал должность научного сотрудника, начальника лаборатории № 5 в ЦАГИ. Занимался вопросами устойчивости самолётов, штопорной и вертолётной тематикой, усовершенствованием боевых свойств самолётов для более точного поражения наземных целей. Модернизировал отечественные и самолёты, поставляемые союзниками. В 1943 году Миль защитил кандидатскую диссертацию «Критерии управляемости и маневренности самолёта», в 1945 году — докторскую: «Динамика ротора с шарнирным креплением лопастей и её приложение к задачам устойчивости и управляемости автожира и геликоптера».

С декабря 1947 года М.Л. Миль — главный конструктор опытного КБ по вертолётостроению, созданного на базе завода № 383 МАП.  Руководил проектированием и созданием геликоптера ГМ-1. Работы проходили очень тяжело. Геликоптер потерпел ряд аварий, а в одной из них погиб лётчик-испытатель. Тем не менее, М.Л. Миль нашёл в себе силы продолжить работу. Первая машина ГМ-1 (Геликоптер Миля-1), созданная в ОКБ, была поднята в воздух 20 сентября 1948 года на аэродроме Захарково лётчиком-испытателем М.К. Байкаловым. В начале 1950 года, после серии испытаний, вышло постановление о создании опытной серии из 15 вертолётов ГМ-1 под обозначением Ми-1 и в 1951 году под руководством Миля был создан первый советский серийный 3-местный вертолёт.

В 1962 году М.Л. Миль награждён призом «За достижения в области вертолётного искусства» знаменитого авиаконструктора И.В. Сикорского за достижение самым грузоподъёмным в мире вертолётом Ми-6 рекорда скорости.

С 1964 года — Генеральный конструктор опытного КБ по вертолётостроению. Его коллективом были созданы вертолёты Ми-2, Ми-4 (удостоен золотой медали Всемирной выставки в Брюсселе в 1958 году), Ми-6, Ми-8, Ми-10, Ми-12 (самый большой в мире транспортный вертолёт), Ми-14, Ми-24, В-12 и другие. На вертолётах его конструкции установлено 60 мировых рекордов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1966 года за выдающиеся заслуги в развитии советской авиации Милю Михаилу Леонтьевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Разработал фундаментальные основы аэродинамики винтокрылых аппаратов. Был очень одарённым человеком. Блестяще разговаривал на нескольких языках. Увлекался музыкой и живописью.

В последние годы жизни отдавал много сил и энергии на доработку и проведение испытаний вертолётов для армии, в частности Ми-24, первый полёт которого состоялся осенью 1969 года, незадолго до смерти конструктора.

Умер 31 января 1970 года в Москве после тяжёлой продолжительной болезни. Похоронен на Юдинском кладбище.

Могила Миля М.Л. на Юдинском кладбище

Как вспоминают соратники Миля, в общении он был мягким человеком, но когда дело касалось работы, становился жестким и непреклонным. Так произошло, когда обсуждался вопрос, каким будет вертолёт Ми-8 — с одним или с двумя двигателями. Для Миля было важно, чтобы машина получилась не только надежной, но и безопасной. Выслушав все мнения, конструктор подытожил: вертолёт должен быть с двумя двигателями, и объяснил почему.

Гурген Карапетян, заслуженный лётчик-испытатель: «При двух двигателях, если откажет один двигатель, это вероятность сохранения машины и экипажа, и пассажиров более высокая. Поэтому, несмотря на экономические потери, с точки зрения безопасности, быть такой машине».

Машина получилась удачной, и это предопределило её дальнейшую судьбу. Где только не применялись эти вертолёты — они перевозили людей и грузы, принимали участие в строительстве, воевали, ликвидировали последствия чернобыльской аварии.

Салават Садриев, лётчик-испытатель: «Если взять примерно за сто процентов весь вертолётный парк мира, наверное, милевские машины приблизятся к половине этого парка, которые эксплуатируют гражданские организации во всём мире».

Наверное, гениальность конструктора и заключается в том, чтобы видеть сквозь время, а не создавать что-то сиюминутное. Как показала практика, изменяются материалы, а основные узлы и агрегаты, разработанные под руководством Михаила Миля, по-прежнему актуальны.

Алексей Самусенко, генеральный конструктор: «Его конструкторское предвидение такого агрегата, основного агрегата вертолёта, как лопасть несущего винта, живёт уже более шестидесяти лет. Это основная динамическая несущая поверхность, которая, собственно, обеспечивает тягу этому летательному аппарату».

Последняя машина, над которой работал Михаил Миль, это вертолёт-гигант В-12, именно В, поскольку он не пошёл в серию. Но сам конструктор говорил жене: вероятно, больше уже не придётся создать ничего принципиально нового, но верь, это лучшая машина, которую мне удалось создать. Рекорд, установленный этим вертолётом, не побит до сих пор. Он поднял 40 тонн на высоту больше двух километров.

М.Л. Миль награждён: тремя орденами Ленина, орденами Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды, Боевого Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, польским «Орденом Возрождения Польши», медалями. Лауреат Ленинской (1958 г.) и Государственной (1968 г.) премий, доктор технических наук (1945 г.), профессор (1967 г.).

Имя Миля носит Московский вертолётный завод. В Москве именем конструктора названа улица в районе Жулебино. В 2009 году на пересечении улицы Авиаконструктора Миля и Жулебинского бульвара был установлен бюст Миля. В Казани именем конструктора названа улица в Авиастроительном районе. Именем Миля названа московская средняя школа № 1738. В 2009 году в честь Миля был выпущен почтовый блок марок России. На корпусе факультета технологических машин и роботов ЮРГТУ (НПИ) (Новочеркасск) установлена мемориальная доска: «Здесь учился и окончил НПИ в1931 г. конструктор вертолётов, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий, д.т. н. М.Л. Миль (1909-1970)». В 2009 году в Иркутске в честь 100-летия со дня рождения М.Л. Миля по инициативе поэта Г. Гайды была установлена мемориальная доска.

 

 

 

 

 

 

Оставить комментарий

Авторское право © 2019 Союз Десантников Крыма.