Тот, кто носит, или когда-либо носил голубые погоны с десантными эмблемами, всю жизнь будет с гордостью произносить слова: Я - ДЕСАНТНИК!""Десантник - это концентрированная воля, сильный характер и умение идти на риск.""ВДВ - это мужество высшего класса, храбрость первой категории, боевая готовность номер один". "Тот, кто ни разу не покидал самолет, откуда города и села кажутся игрушечными, кто ни разу не испытывал радости и страха свободного падения, свист в ушах, струю ветра, бьющего в грудь, тот никогда не поймет чести и гордости десантника". "Истинную цену жизни знает только десантник. Ибо он чаще других смотрит смерти в глаза". "Десантники - это люди, которые могут стать седыми или остаться вечно молодыми в памяти людей". "ВДВ - это мужество, стойкость, успех, натиск, престиж". "Прыжок не самоцель, а средство вступления в бой". "С любых высот - в любое пекло!" Кто обидит Россию, будет иметь дело с ВДВ. Победа не за тем у кого сила, а за тем у кого правда.

35 ЛЕТ НАЗАД ВПЕРВЫЕ В ИСТОРИИ ОСВОЕНИЯ СЕВЕРА БЫЛА СОВЕРШЕНА ВЫБРОСКА ПАРАШЮТНОГО ОТРЯДА НА ДРЕЙФУЮЩУЮ ЛЬДИНУ

Наш север

 35 лет назад, в мае 1984 года, впервые в истории освоения Севера, парашютный отряд приледнился на месте будущей дрейфующей станции «Северный полюс-27».

Вот, что писал об этом эксперименте А. Кучеров:

…Неподалеку от Певека, среди льдин Тиунской губы, тонули люди. Им здорово мешала промокшая до нитки и отяжелевшая меховая одежда. Они барахтались в воде — и казалось, из последних сил. А на берегу толпился народ, но никто не двигался с места. 

Наконец тонувшие забрались в свои лодки и подгребли к берегу. Ступая на землю, они… улыбались.

В тот день на берегу Тиунской губы отрабатывался один из элементов «Экспарка-84».

Что такое «Экспарк»? Расшифровать это слово, нетрудно: эксперимент парашютный арктический. Предшествовали ему тщательная подготовка участников и детальный расчёт с учетом мнений полярников.

Сколько стоит доставка самолётом каждого литра горючего на «СП»? Дорого. Очень дорого. А ведь полярникам, кроме горючего, ещё многое необходимо доставить. Значит, нужны новые и новые рейсы с посадкой на ледовом аэродроме. Но, бывает, лётной погоды приходится ждать и сутки, и двое, и трое… Переменчивая погода. Трудность и дороговизна строительства ледовых аэродромов. Малая вместимость Ан-2 — он берет на борт лишь две бочки горючего… А что, если груз, да и самих полярников отправлять к их временному месту жительства тяжёлыми самолётами и выбрасывать на парашютах?

…Четырнадцать участников «Экспарка» собрались в Певеке. Но прежде чем подняться на борт Ил-76, нужно было ещё и ещё раз проверить готовность каждого участника эксперимента. Потому, например, и «купались» они в холодной воде. После этого врач экспедиции Владислав Лучшее всех тщательно осмотрел и остался доволен: никто ни разу даже не чихнул.

Руководитель экспедиции Александр Захарович Сидоренко — заслуженный мастер парашютного спорта СССР. Он не раз прыгал в экстремальных условиях, приземлялся на высоте 7100 метровна Памире. И ещё два заслуженных мастера спорта прилетели в Певек: Владимир Ильич Прокопов и Владимир Дмитриевич Чижик, совершившие вместе 10 000 прыжков, в том числе на вершины Памира и Эльбруса. Остальные участники «Экспарка» совершили не менее 1000 прыжков каждый.

Подготовка шла своим ходом, как вдруг сообщение: «На «СП-26» срочно требуется горючее. Раскололо льдину. Ил-14 не может сесть». Нужно выручать полярников. Эксперимент начинался раньше намеченного срока.

Два могучих Ил-76 загрузили восемьюдесятью бочками с горючим, к бочкам присоединили грузовые парашюты. Тяжёлые самолёты оторвались от взлётной полосы и ушли за горизонт. Вскоре от начальника «СП-26» поступила телеграмма: «Благодарим за помощь. Груз лёг в строго намеченном месте. Желаем дальнейших удач!..»

Конечно, уже бывали случаи, когда полярникам сбрасывали продовольствие и горючее на парашютах. Теперь же цель арктического парашютного эксперимента, который проводил Государственный комитет СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды, а также другие организации, была значительно шире: предстояло на практике доказать возможность создания станций «Северный полюс» с помощью парашютистов.

И вот настал долгожданный день. Координаты будущей «СП-27» были таковы: 78 градусов 27 минут северной широты, 160 градусов 58 минут восточной долготы. От Певека до указанного района -1018 километров. Два тяжело груженных Ил-76 поднялись в воздух и легли на заданный курс. На борту одного самолёта находился хорошо упакованный трактор ДТ-75 с запасными частями, в другом — сами парашютисты и различные экспедиционные грузы: продукты, оборудование.

Когда до льдины, на которую предстояло прыгать, оставалось минут пятнадцать лёта и раздалась команда: «Приготовиться!», Владимир Прокопов, тщательно осматривая у всех парашютное снаряжение, посоветовал: «Главное — держитесь кучнее, ребята». Конечно, такое понятие, как точность приземления, им было хорошо известно. Но одно дело приземляться, совсем другое — приледняться. Известно, что в этих краях человек в одиночку не отходит от лагеря далее чем на сто метров. Но и это ещё полбеды. А лунки? А торосы? А широкие трещины во льдах? В общем, причины для волнения все-таки были.

Самолёты снизились. Сбросили радиомаяк. Внизу, под крыльями, — ледяная, метров двести в длину, двести в ширину, площадка. Ил-76 пролетает в секунду чуть более ста метров, замешкаешься, беды не избежать.

Над громадным трактором ДТ-75, отделившимся от хвостовой части самолёта, наполнились тугим ветром пять куполов. Следом за трактором закачались под куполами экспедиционные грузы. Теперь — люди.

Первым прыгал Александр Сидоренко, за ним — врач Владислав Лучшев…

На фоне белого безмолвия раскрылись оранжево-белые парашюты. Вскоре четырнадцать человек стояли на льдине, а в небе светились четырнадцать звездочек: каждый выпустил ввысь зелёную ракету — живы, невредимы.

Потом были поздравления и крепкий сладкий чай. Кок Анатолий Загородних приготовил горячий ужин. Ни одна ёмкость, даже стеклянные банки, в которых хранились продукты, опустившись на парашюте, не разбились. После ужина собирали щитовые домики…

На следующий день занялись трактором. ДТ-75 своим ходом сошёл с платформы, а затем на нём перевезли горюче-смазочные материалы. Расчистили аэродром.

Три дня прожили четырнадцать человек на ледовой площадке — месте будущей станции «Северный полюс-27». Этого времени было достаточно, чтобы сказать с уверенностью: «Экспарк» удался. Оказывается, в восемь раз быстрее можно создать станцию «СП» без малейшего ущерба для быта полярников, при этом втрое сократив материальные затраты.

- Да, «Экспарк» удался, — подтвердил Александр Захарович Сидоренко. — И всё-таки это был эксперимент. Пробный шар, так сказать. Всё последующее время мы изучали его результаты: как лучше упаковывать грузы, как точнее сбрасывать их, какие парашютные системы применять, какого цвета должны быть купола и так далее. Сотни вопросов. Опыт такого эксперимента должен был подсказать, как действовать дальше.

Сидоренко рассказал, что предполагается продолжать эксперимент в течение пяти лет. Испробовать парашютный метод выброски грузов, техники и людей даже в Антарктиде, чтобы облегчить и удешевить связь между станциями Молодёжная и «Восток». А вообще-то видятся сотни вариантов, когда парашютный метод может быть полезен: в Арктике, при создании дрейфующих станций, это уже ясно; при освоении новых месторождений и создании базовых посёлков в таких труднодоступных, суровых районах, как, например, Ямал; в аварийных ситуациях — при землетрясении, наводнении и т. п.

- За людьми дело не станет, — говорит Сидоренко. — После эксперимента «Экспарк-84» к нам в Управление авиационной подготовки и авиационного спорта ЦК ДОСААФ пришло пятьсот заявлений от желающих принять участие в эксперименте. И какие люди пишут! Посмотрите…

Сидоренко протянул пачку карточек. Читаю характеристики парашютистов-спортсменов, людей самых различных специальностей: монтёра связи, токаря, медсестры, шофёра, механика-водителя, врача… «Освоил многие типы парашютов. Прыгает с любого типа летательных аппаратов». «В стрессовых ситуациях действует спокойно, расчётливо». «Спокойна. Дисциплинированна. Правдива. Работоспособна. Прыгает смело, уверенно».

- Знаете, о чём мы мечтаем? — Сидоренко помолчал мгновенье и продолжил: — У парашютистов после 30-35 лет рекорды, как правило, кончаются. А ведь это люди в расцвете сил: их физический, психологический, нравственный потенциал очень велик. Как можно его не использовать? А что, если во всех регионах страны создать из таких парашютистов отряды, готовые в любое мгновение вылететь по сигналу SOS…

Я уверен, — заключает Сидоренко, — применение парашютных отрядов в народном хозяйстве и в экстремальных ситуациях имеет большое будущее…

А пять лет назад, 7-13 апреля 2014 года (о чём недавно сообщалось на нашем сайте), впервые в истории подразделений Воздушно-десантных войск в рамках проведения опытной эвакуационно-спасательной операции успешно десантировалось парашютным способом на дрейфующую льдину Северного Ледовитого океана в непосредственной близости от Северного полюса.

Десантирование, свыше 50 человек личного состава, с самолёта Ил-76 проходило недалеко от дрейфующей российской полярной станции «Барнео-1» (в районе 69 градусов северной широты) с использованием парашютной системы специального назначения «Арбалет-2».

 На ледовую площадку беспарашютным способом на грузовых платформах, также были сброшены необходимые для проведения операции материальные средства.

 В районе Северного полюса десантники эвакуировали условно терпящих бедствие полярников. Для выполнения поставленных задач использовались снегоходы, собачьи упряжки, специальное снаряжение для преодоления полыней и снежных заторов, проводились водолазные работы, апробировали новый комплект арктического оборудования.

 Все поставленные перед экспедицией задачи успешно выполнены во взаимодействии с командованием ВТА ВВС РФ и специалистами Экспедиционного центра Русского географического общества.

 

 

 

Оставить комментарий

Авторское право © 2019 Союз Десантников Крыма.