Тот, кто носит, или когда-либо носил голубые погоны с десантными эмблемами, всю жизнь будет с гордостью произносить слова: Я - ДЕСАНТНИК!""Десантник - это концентрированная воля, сильный характер и умение идти на риск.""ВДВ - это мужество высшего класса, храбрость первой категории, боевая готовность номер один". "Тот, кто ни разу не покидал самолет, откуда города и села кажутся игрушечными, кто ни разу не испытывал радости и страха свободного падения, свист в ушах, струю ветра, бьющего в грудь, тот никогда не поймет чести и гордости десантника". "Истинную цену жизни знает только десантник. Ибо он чаще других смотрит смерти в глаза". "Десантники - это люди, которые могут стать седыми или остаться вечно молодыми в памяти людей". "ВДВ - это мужество, стойкость, успех, натиск, престиж". "Прыжок не самоцель, а средство вступления в бой". "С любых высот - в любое пекло!" Кто обидит Россию, будет иметь дело с ВДВ. Победа не за тем у кого сила, а за тем у кого правда.

50 ЛЕТ НАЗАД, 14 АПРЕЛЯ 1969 ГОДА, ПРИНЯТА НА ВООРУЖЕНИЕ БОЕВАЯ МАШИНА ДЕСАНТА (БМД–1)

С НЕБА – НА ЗЕМЛЮ – В БОЙ!

 (художественное описание ТТХ БМД-1 в журнале

«Моделист-Конструктор» 1984, № 5)

… Строй тяжёлых воздушных машин, казалось, завис в небе, и там один за другим стали вспыхивать белые бутоны парашютов. Среди «одиночек» плыли и целые «соцветия» — огромные многокупольные парашютно-реактивные системы, снабжённые твердотопливными реактивными двигателями.

На мгновение вспыхивает пламя — буквально за доли секунды противотяга гасит скорость, и вот уже платформы с боевой техникой одна за другой с «нулевой» скоростью касаются земли и автоматически освобождаются от подвесных строп. Десантники, ладные парни в голубых беретах, споро выполняют расшвартовку, ловко ныряют в люки. Команда «Заводи!» — и рванулись вперёд юркие боевые машины.

Здесь, где всего несколько минут назад был глубокий тыл «противника», сейчас настоящий фронт — бушующий огневой вал накатывается на «важный объект». Скорость, манёвр, огонь — бой ведет «крылатая» пехота. А впрочем, какая это пехота, если она — внутри боевых машин!

Во все времена после появления огнестрельного оружия воин не был защищён от смертоносного металла. Особенно в атаке или во встречном бою, когда идет схватка «грудь в грудь». В любую секунду его могли поразить пуля или осколок. А сейчас десантники, образно говоря, «одеты» в броню — надёжно прикрыты бронёй специальной машины, которая получила простое и точное наименование – «боевая машина десанта», иначе БМД-1.

Взгляните на рисунки. По внешнему виду — типичный представитель бронетанковой техники. Но это не танк, не гусеничный транспортёр, не броневик и не самоходное орудие. БМД-1 «сама по себе». Совокупность высоких боевых свойств делает машину уникальной. При её проектировании четко выражен принцип «десантникам — десантную машину».

Обратимся к авторитетному мнению военных специалистов. Они считают, что когда БМД-1 встала в боевой строй, это существенно повысило мобильность, вооружённость и защищённость парашютно-десантных подразделений, действующих в бою, в том числе и в условиях применения ядерного оружия.

Итак, вооружение, манёвр, защита — вот три корневых боевых качества, которые в комплексе характеризуют боевую машину. С этих позиций и будем оценивать БМД-1.

Начнём с вооружения. Ведь машина создана не для парада, а для боя в глубоком тылу противника, и поэтому уровень огневой мощи БМД-1 очень высок. Судите сами, на борту машины размещены: орудие, комплекс ПТУРС, четыре пулемета (причем три танковых), ручной противотанковый гранатомет, пять автоматов, двадцать гранат Ф-1. И это — при массе всего в 6,7 т!

Кто же управляет этим комплексом огневых средств и в целом — машиной! Первым из экипажа назовем, конечно, командира. Вторым — заместителя командира, он наводчик-оператор. Остальные члены экипажа: механик-водитель, старший стрелок, пулемётчик, гранатомётчик, помощник гранатомётчика. Всего семь человек.

Теперь об орудии. Оно гладкоствольное, полуавтоматическое, калибр -73 мм, дальность прямого выстрела — до 765 м, наибольшая предельная дальность -1300 м, скорострельность высокая — до 6-7 выстрелов в минуту, фактически через каждые 9-10 секунд может быть произведён прицельный выстрел. А объяснение тому простое: заряжание хотя и ручное, но сочетается с механизированной боеукладкой конвейерного типа. На «бесконечной» ленте установлены гнёзда для артиллерийских выстрелов. Их сорок — это и есть боекомплект орудия. При включении привода конвейер подает снаряды непосредственно к рабочему месту наводчика-оператора. Бери и заряжай.

Обратите внимание, над орудием — малогабаритная оперённая ракета. Это комплекс ПТУРС — противотанковый управляемый реактивный снаряд (ракета), про который недаром говорят, что мал золотник, да дорог. А весь комплекс состоит из пускового кронштейна и направляющей со снарядом. Кронштейн установлен на подвижной бронировке и лафете орудия. А ракеты заранее скомплектованы с направляющими и находятся в боеукладках, 3apяжать просто и удобно. Наводчик-оператор может поражать цели на дальностях от 500 до 3000 м.

Он сам принимает решение и выбирает цель. Ею может быть танк, бронетранспортёр, самоходное орудие, установка ПТУРС, орудие, пулемёт или, наконец, пехота противника. Словом, чти ближе и опаснее в данный момент. Здесь действует одно правило: «Вижу — стреляю!».

О пулемётах разговор особый. С орудием спарен один пулемет ПКТ калибра 7,62 мм. Наибольшая прицельная дальность у него -1800 м, боевая скорострельность — 250 выстрелов в минуту, питание патронами — ленточное. Конструкторы применили здесь интересное техническое решение, уложили пулемётные ленты так, что стрельбу из пулемёта стало возможно вести непрерывно, без перезаряжания, до полного израсходования всего боекомплекта в 2000 патронов.

Ещё два пулемёта ПКТ — курсовые. Из них ведут стрельбу по живой силе, открытым огневым точкам и легкобронированным целям. Калибр их тоже7,62 мм. Правда, у курсовых пулемётов наибольшая прицельная дальность равна 800-1000 м, а число патронов в ленте — 250.

Огневая мощь машины может быть дополнительно увеличена. За счет чего? Стрельбой экипажа из автоматов АКМС и ручного пулемёта РПКС непосредственно из машины. Специально для этого оборудованы три амбразуры с шаровыми установками и смотровыми приборами: по одной на бортах, а третья — в крышке кормового люка. Бортовые установки могут закрываться вручную броневыми заслонками, а кормовая — пробкой. При необходимости можно привести в действие и ручной противотанковый гранатомёт.

Теперь — немного воображения, и можно представить себе могучий шквал огня, которой обрушивает на ошеломлённого противника БМД-1. Но заметьте, десантники применяют оружие, не выходя из машины, с году или с коротких остановок. Кроме того, башня машины вращается вкруговую, и наводчик-оператор может вести стрельбу в любом направлении. Несложные расчёты показывают, что в одну минуту на данном участке БМД-1 выпускает прицельно до семи снарядов и более 1850 пуль! Мчится машина по полю боя, гремят орудийные выстрелы, в сплошной гул сливаются пулемётные и автоматные очереди. Вооружение и экипаж размещены столь рационально, что это повышает эффективность всего боя: вокруг десантной машины создаётся зона сплошного огня. Это же, в сущности, настоящий «огневой еж» — попробуй возьми такого.

Верно говорят командиры: манёвр — душа атаки. Но атака предполагает стремительные рывки, резкие выпады в сторону, охваты, обходы. И притом местность — не ровная лента шоссе, а, как иногда говорят, «черт ногу сломает». Бой в степи или пустыне — одна обстановка, бой в лесу или населенном пункте — совсем другая. И если десантная машина имеет первоклассное вооружение, но тихоходна и малоподвижна, то пользы от неё будет мало.

Что же можно сказать о БМД-1! Манёвренность — понятие комплексное. Применительно к десантной машине надо рассматривать все три компонента — проходимость, подвижность и поворотливость.

Начнем с проходимости. Длина опорной поверхности гусениц машины 2,8 м, и удельное давление на грунт всего 0,5 кгс/см2, что сопоставимо с подобным показателем взрослого человека. Вывод — где солдат пройдёт, там пройдёт и десантная боевая машина. Во всяком случае, она успешно преодолевает заболоченные и заснеженные участки. К тому же и клиренс у неё сделан регулируемым. Механик-водитель, нe выходя из отделения управления, может изменить клиренс от 110 до 450 мм. Для этого достаточно переключатель перевести в положение «Подъем» или «Опускание». Таким же путём можно изменить степень натяжения гусениц. В определенных условиях это улучшает амортизацию БМД-1 и её проходимость.

Что касается подвижности машины, то она характеризуется очень хорошими показателями. И в этом нет ничего удивительного. Гусеницы легкие, мелкозвенные, траки соединены резино-металлическими шарнирами. Поэтому БМД-1 способна двигаться по сухой грунтовой дороге со скоростью до 35 км/ч, а по шоссе мчаться с почти «автомобильной» скоростью — до 61 км/ч!

Одной из важнейших характеристик таких машин является запас хода по топливу. Другими словами, каков «километраж» БМД-1 от заправки до заправки? Он внушительный — до 500 км! А это, если хотите, уже новое качество в действиях десантников. Как было раньше! Только пешком. Если за сутки прошли 80 км, это уже здорово. А сейчас можно сделать бросок на полтысячи километров — и все это в глубоком тылу противника.

Боевая машина легко преодолевает различные препятствия, может двигаться даже в условиях бездорожья. А водные преграды! В годы Великой Отечественной войны реки форсировали подчас на подручных средствах, то есть в буквальном смысле на том, что попадается под руку — бревно, доска, охапка соломы. БМД-1 берет водные преграды с ходу, так что современные десантники даже ног не замочат.

В этом отношении советские конструкторы сделали, видимо, максимум возможного на сегодняшний день. Десантная машина способна двигаться на плаву со скоростью до 10 км/ч. При этом запас хода по топливу (на плаву) составляет от 96 до 116 км! Даже реку километровой ширины БМД-1 преодолевает всего за шесть минут. Такие качества боевой техники меняют все привычные представления о действиях парашютно-десантных подразделений.

Откуда же такие возможности? Дело в том, что конструкторы применили в БМД-1 водомётные движители, а попросту — водомёты. Осевой водяной насос закачивает воду, и она через водопроточные трубы выбрасывается наружу — создаётся реактивная сила. Таких водометов на машине два — по одному вдоль каждого борта корпуса.

Машина отлично приспособлена для действий на пересечённой местности, в лесу, населённых пунктах. Она «верткая», как говорят специалисты. Может развернуться буквально на «пятачке». Это нормально, так как радиус поворота равен ширине колеи машины -2380 мм. Такие качества весьма ценны в бою, когда надо сделать рывок в сторону, резко сманеврировать, броском выйти из-под обстрела.

Но и этим не исчерпываются достоинства БМД-1. Она, например, отлично «видит» и «слышит». «Глаза» — это совершенные приборы наблюдения и прицеливания. Причём не имеет никакого значения, в каких условиях ведётся стрельба — днём или ночью. Поражение противника гарантировано, так как поиск целей и прицеливание, например, из орудия и спаренного пулемёта производится с помощью перископического комбинированного прицела. Он, как говорят, «дневной — ночной».

А под «ушами» имеется в виду средство связи — радиостанция Р-123. Она компактна, надёжна, хорошо противостоит вибрациям и тряске. И «услышать» она может далеко — в микротелефонном режиме до20 км.

И наконец, о защите. Это немаловажный компонент среди других боевых качеств. Конструкторы вынуждены принимать альтернативные технические решения, им приходится выбирать — что защищать и как защищать. При проектировании любой боевой машины, состоящей из сотен агрегатов, узлов и систем, идёт борьба за каждый килограмм массы и каждую единицу объёма. Исходя из этого, необходимо по достоинству оценить труд наших конструкторов: им удалось в БМД-1 сделать круговое бронирование. Таким образом, надёжно защищены жизненно важные узлы, системы и экипаж. Осколки и пули уже не причинят вреда машине, не остановят выполнение поставленной задачи.

Однако надо быть готовым и к тому, что противник: может применить ядерное оружие. Как же «реагирует» БМД-1 на его поражающие факторы? В общем-то, довольно активно защищается. Важно, что специальная система защиты работает автоматически. При ядерном взрыве моментально фиксируется поток гамма-излучения и подаётся сигнал на исполнительные органы. При этом сразу же обесточивается основные цепи питания, двигатель выключается, машина замирает на месте. Закрываются жалюзи, заслонки вентиляторов. Выключаются сами вентиляторы. Стопорится башня. Итог: корпус БМД-1 герметизируется и машина готова встретить ударную волну. Она теперь уже не сможет поразить экипаж и оборудование.

Как только пройдет фронт ударной волны, механик-водитель включает сепаратор-нагнетатель: экипаж получает возможность дышать очищенным воздухом и, кроме того, внутри машины создается избыточное давление. Это исключает попадание радиоактивной пыли внутрь БМД-1.

Вступает в действие автоматика и в тех случаях, когда местность заражена отравляющими веществами. По команде датчиков моментально герметизируются обитаемые отделения, а силовое остается открытым. И в этом есть большой смысл: двигатель продолжает работать, и машина броском преодолевает зараженный участок местности.

Непосредственно в бою, когда экипаж открывает огонь из всех видов оружия, вступает в действие подсистема, вентилирующая обитаемые отделения, подогревающая в холодное время воздух и регулирующая его газовый состав в зоне дыхания экипажа, когда ведётся интенсивная стрельба из штатного оружия. В результате в замкнутом пространстве обитаемых отделений создаются комфортные условия для экипажа. Личный состав меньше утомляется и может вести бой длительное время.

На машине установлены также автоматическая система противопожарного оборудования, термическая дымовая аппаратура, водооткачивающие средства. Всё это заметно повышает живучесть БМД-1 и её защищённость.

Подведя итог, сделаем небольшое сравнение. Что брал с собой десантник, когда покидал борт самолёта в минувшую войну? Зачастую лишь самое необходимое — автомат, десантный нож, гранаты, сапёрную лопатку, запас боеприпасов и продовольствия. А сейчас парашютным способом десантируются самоходные артиллерийские орудия, реактивные установки, боевые машины и другая техника. Благодаря этому парашютно-десантные подразделения могут успешно вести бой в глубоком тылу противника, действовать дерзко и стремительно, на большую глубину. И не последнее место здесь занимают БМД-1, обладающие высокими огневыми и эксплуатационными возможностями.

Боевая машина десанта БМД-1: 1 — волноотражательный щиток, 2 — 73-мм гладкоствольное орудие, 3 — противотанковый управляемый реактивный снаряд, 4 — прицел орудия, 5 — приборы наблюдения, 6 — антенна, 7 — буксирный крюк, 8 — ведущее колесо, 9 — опорный каток, 10 — поддерживающий каток, 11 — направляющее колесо, 12 — люк механика-водителя, 13 — люк, 14 — люк для десантников.

 

 

Оставить комментарий

Авторское право © 2019 Союз Десантников Крыма.