Тот, кто носит, или когда-либо носил голубые погоны с десантными эмблемами, всю жизнь будет с гордостью произносить слова: Я - ДЕСАНТНИК!""Десантник - это концентрированная воля, сильный характер и умение идти на риск.""ВДВ - это мужество высшего класса, храбрость первой категории, боевая готовность номер один". "Тот, кто ни разу не покидал самолет, откуда города и села кажутся игрушечными, кто ни разу не испытывал радости и страха свободного падения, свист в ушах, струю ветра, бьющего в грудь, тот никогда не поймет чести и гордости десантника". "Истинную цену жизни знает только десантник. Ибо он чаще других смотрит смерти в глаза". "Десантники - это люди, которые могут стать седыми или остаться вечно молодыми в памяти людей". "ВДВ - это мужество, стойкость, успех, натиск, престиж". "Прыжок не самоцель, а средство вступления в бой". "С любых высот - в любое пекло!" Кто обидит Россию, будет иметь дело с ВДВ. Победа не за тем у кого сила, а за тем у кого правда.

БОРИСУ СЕРГЕЕВИЧУ ГАЛКИНУ – 70 ЛЕТ!

Галкин Борис Сергеевич — родился 19.09.1947 года в Ленинграде. Заслуженный артист РФ (1999 г.). Лауреат премии Ленинского комсомола (1981 г.). Награжден Серебряной медалью имени А. Довженко (1978 г., за роль в фильме «В зоне особого внимания»). Между прочим, он — прямой потомок знаменитого полководца Кутузова.

 Детство

 Родители Бориса первое время жили в Ленинграде. Отец работал закройщиком и сапожником в артели. Затем артель переехала в Ригу. Там Борис и пошёл в первый класс. Вскоре после закрытия артели отец стал работать сапожником в Театре оперы и балета.

Борис Галкин вспоминает свое детство: «Папа много работал, я его практически не видел. А с мамой у меня были доверительные отношения. Однако некоторые вещи я скрывал даже от неё. На окраине Риги уже тогда была криминальная обстановка. Коренные латыши, латгальцы, активно ненавидящие русских, объединялись в национально-бандитские группировки. Ну, терпишь раз, терпишь два, а потом идёшь стенка на стенку».

С детства Борис Галкин рос физически крепким. Какими видами спорта он только не занимался — акробатикой, гимнастикой, боксом, вольной борьбой. А по вечерам Галкин занимался в студии чтеца. Борис Сергеевич вспоминает: «Поэзию мне открыл педагог этой студии актёр Константин Григорьевич Титов. Это человек потрясающей культуры, глубоких знаний, светлого таланта, удивительного благородства. Он предложил мне читать Есенина, почувствовав, что по моему темпераменту и сердечному пристрастию этот поэт мне ближе. Я сделал сольную программу. На мои концерты даже билеты продавали по тридцать копеек. К тому моменту, когда я собрался в Москву, в театральное, у меня уже было три сольных программы».

В кино свою первую роль Борис Галкин сыграл в 1962 году, в лирической киноповести «Увольнение на берег», когда ему было лишь пятнадцать лет. К тому времени он успел поработать садовником в доме отдыха, осветителем во Дворце культуры, а в 16 лет устроился матросом на спасательной станции, где проработал два лета.

Наконец в 18 лет он отправился покорять Москву…

 Щукинское училище

 Борис Галкин решил поступать в Театральное училище имени Щукина. Он отправился в Москву с рекомендательным письмом своего педагога Титова к актеру Катину-Ярцеву, с которым был хорошо знаком. Когда Борис прошёл все туры и был допущен к экзаменам, Катин-Ярцев подошёл к нему и сказал, что он мог бы приезжать и без всякого рекомендательного письма.

На одном курсе с Галкиным учились Александр Кайдановский, Леонид Филатов, Владимир Качан и многие другие, впоследствии известные актёры. Это было настоящее студенческое братство. За Борисом установилась слава смелого и сильного человека. Этому немало способствовал один случай…

Рассказывает Борис Галкин: «Дело было в летнюю сессию. Под утро в окна нашей общаги полетели камни. Началась паника. Мы выскочили на улицу. Хулиганы — врассыпную. Я за одним погнался. У меня как назло подошва на тапочке оторвалась. Скинул, а он на стройку рванул. Я следом, думаю: только бы на гвоздь не напороться. Бегал я хорошо, дыхалка была разработана. А он начал сдавать. Я понял, что загнал его. Руку ему заломил, нож выбил, спеленал, на ноги поставил, а на него без слёз смотреть нельзя. Сопля зелёная. Я же был в первой средней категории — 72 килограмма. Но артисты — народ впечатлительный. Сразу же пошло: «Галкин на нож пошёл, бандита разоружил».

В 1969 году Борис Галкин окончил Щукинское училище.

 Театр

 Уже на последнем курсе училища Галкин играл в Театре сатиры Керубино в «Женитьбе Фигаро» и внука в «Старой деве». Он выходил на сцену с такими выдающимися актёрами, как Татьяна Пельтцер, Вера Васильева, Анатолий Папанов, Андрей Миронов, Александр Ширвиндт…

В Театре Сатиры Борис подружился с Александром Пороховщиковым. Вместе они ушли на Таганку. Однако и там Галкин работал не долго. Вскоре он поступил в ГИТИС на режиссерское отделение Высших театральных курсов (мастерская А. Гончарова), которое окончил в 1977 году.

 Популярность

 Все эти годы Борис Галкин продолжал сниматься в кино. Однако его имя мало, что говорило широкому зрителю. Все изменилось после выхода в 1977 году одного из первых советских боевиков «В зоне особого внимания», рассказывающем о буднях Воздушно-десантных войск Советской Армии. Борис Галкин на пару с Михаем Волонтиром сыграли этаких современных «рыцарей без страха и упрёка». Фильм принес актерам необыкновенную популярность, а вышедший в 1981 году фильм «Ответный ход», являвшийся продолжением первого, лишь укрепил её.

«В зоне особого внимания»

Сюжеты этих фильмов строились на показе учений советских войск, в ходе которых перед десантниками ставились сказочно сложные и полные военно-трудовой романтики задачи. Ставились и, конечно, выполнялись по всем законам киношного счастливого конца. Можно с уверенностью сказать, что сотни парней пришли в ВДВ именно под впечатлением этих фильмов.

В «Ответном ходе» Галкин снимался без дублёра. Съёмкам помогла спортивная закалка актёра: «Я сказал режиссёру: «Если будет делать лучше меня, вопросов нет, снимай его со спины, но если я буду делать не хуже, тогда снимай меня». В результате дублёр уехал».

«Ответный ход»

В эти годы вышли также фильмы «Люди в океане» и «Ожидание полковника Залыгина», продолжившие героико-патриотическую тему в актёрской биографии Бориса Галкина. И мало кто заметил, что уже в те годы он впервые выступил как режиссер, сняв фильм «И будем жить».

В 1982 году Галкин снялся в несколько непривычном для себя жанре — комедии. Он сыграл в фильме «Путешествие будет приятным» Геннадия — скромного и немного занудного, но, тем не менее, обаятельного молодого человека. Однако большого успеха фильм не имел.

Начиная с начала 90-х, Борис Галкин сосредоточился на режиссёрской деятельности. Пожалуй, лучшей его картиной стал политический детектив «Чёрный клоун», где он одновременно выступил в качестве режиссёра, продюсера, автора и исполнителя песен, а также актёра, сыграв там главную роль.

С 1996 года Борис Сергеевич — заместитель директора по производству киностудии им. М. Горького.

С 90-х годов Борис Галкин реализовал себя ещё и в роли поэта-песенника. Со своими песнями он был частым гостем в действующих частях на Северном Кавказе. В 2001 году на кинотелефестивале «Правопорядок и общество» Борис Галкин представил снятый им хроникально-документальный фильм «Смерти нет!» о событиях на Северном Кавказе. Галкин рассказывает о своем фильме: «Речь идёт о криминальном терроризме. Я делаю акцент именно на криминале, поскольку сегодня поднятые знамёна освободительного движения опираются на очень конкретную финансовую базу. Эта финансовая база, вне всякого сомнения, именно криминал».

С апреля 2003 года — ведущий программы «Служу Отчизне!» на «Первом канале» (с октября 2016 года — на «ОТР»).

С 2005 по 2008 год был президентом Гильдии актёров кино России.

«В ЗОНЕ ОСОБОГО ВНИМАНИЯ», КАК ЭТО БЫЛО

Гвардии лейтенант Виктор Павлович Тарасов —

главный герой кинофильмов «В зоне особого внимания» и «Ответный ход»

в исполнении Бориса Сергеевича Галкина (а кокарда-то у офицера солдатская!?)

Создание персонажа и реальный прототип

Лейтенант Тарасов как кинематографический персонаж, в первую очередь, обязан своим появлением некоторой милитаризации общества, происходившей в Советском Союзе в середине 1970-х. Усиление милитаристских настроений привело к тому, что на ответственный пост центрального персонажа в армейских фильмах, вместо молодого солдата заступил кадровый офицер. Персонаж Тарасова был создан военным журналистом Евгением Месяцевым, на основе реального случая, когда во время учений, прапорщик и офицер с двумя солдатами обезвредили банду бежавших из колонии рецидивистов. Месяцев, проведя собственное журналистское расследование, написал об этом сначала репортаж, а затем и киносценарий. Позже, благодаря режиссёрской работе Андрея Малюкова и актёрской игре Бориса Галкина персонаж был воплощён на экране. Однако, Галкин был не первым кандидатом на роль. Изначально, на роль Тарасова претендовало около тридцати человек, но Сергей Бондарчук, помогавший при создании фильма, после просмотра кинопроб утвердил его кандидатуру, сказав: «Однозначно — Галкин». Готовясь к роли Тарасова, Галкин оттачивал свои навыки единоборств в спортзале «Фрунзенец» на Садовой-Триумфальной в группах под руководством А. Костенко и А. Иншакова. В ходе съёмок Борис Галкин, сам выполнял все сложные и острые эпизоды, кроме затяжного прыжка с парашютом — трюка, требовавшего квалификации спортсмена-парашютиста.

Конфликт двух сильных личностей

Гвардии лейтенант Тарасов и гвардии прапорщик Волентир —

молодой, неопытный офицер и возрастной, умудрённый опытом старшина

Сложность, которая встала перед создателями ленты, на тот момент, дебютантами — режиссёром и сценаристом, заключалась в том, что зритель заранее знал, что на экране перед ним разворачивается не настоящее сражение, а игра. Масштабная, разворачивающаяся по всем правилам военных действий, максимально приближённая к боевым условиям, но — игра. Сложным представлялось втянуть в эту игру зрителя, создать атмосферу серьёзности происходящего, так как до этого фильма, советские, как и впрочем, зарубежные режиссёры не пытались строить сюжеты приключенческих фильмов на основе войсковых учений — учениям не хватало остроты сюжета. Здесь в первую очередь необходимо было знание материала — А. Малюкову помогал собственный армейский опыт, и участие в работе над другой военной картиной — «Освобождение» — также сыграло свою роль. Нужны были и такие драматургические ходы, которые бы позволяли специфику военной игры рассматривать сквозь призму обычных человеческих отношений. Сам по себе этот ход — двух главных героев, лейтенанта и прапорщика из южной группы, сразу поставить в конфликтную ситуацию друг к другу — возможно даже в чём-то элементарен, но именно он обеспечивает действию остроту, дополнительную энергию. Назначив молодого лейтенанта — Тарасова — командиром взвода, начальник штаба тем самым «убивал двух зайцев»: рассчитывал на инициативу, целеустремлённость, честолюбие Тарасова и подстраховывал его — на всякий случай — огромным воинским и житейским опытом другого ключевого персонажа — прапорщика Волентира. Командирский дебют Тарасова и сто первый разведвыход Волентира должны были — каждый со своими преимуществами — соединиться в одну целенаправленную силу. Однако дело тут не в одной ситуации — в самом типе, новом характере выходящего на арену действий героя. Драматургия фильма на другом материале поддерживает, продолжает тенденцию, которая уже заявила о себе в некоторых сценариях и фильмах 1970-х, — тяготение к сильной личности, всё берущей на себя, за всё отвечающей собственной головой.

Характеристика персонажа

Как отмечает российский кинокритик, Заслуженный работник культуры РСФСР Нина Игнатьева в своей статье «Право на фильм», есть в этом герое хватка, сокрушительный напор, неуёмная энергия, особая уверенность, с самоуверенностью граничащая, целенаправленный ум, хладнокровие, трезвость расчёта. Чем хорош такой герой и чем плох, в чём его привлекательность, а чем он настораживает, насколько закономерно его появление, — Игнатьева считает, что на эти вопросы лучше отвечать не «вообще», а обращаясь к конкретному художественному опыту, к конкретному характеру, раскрывающемуся в определенных обстоятельствах. Тарасов из числа тех людей, которые стараются быть в авангарде, громко и без обиняков стремятся заявить о себе, о своих качествах. И раз уж качества эти направлены на нужное дело, устремлены на достижение общей цели, если желание идти впереди сочетается ещё и с умением вести за собой — это определённо на пользу. Лейтенант Тарасов в исполнении Галкина — по мнению Игнатьевой — обаятельный, ловкий, смелый и выносливый. По словам обозревателя газеты «Аргументы и факты» Андрея Колобаева, в конце 70-х и середине 80-х годов, после роли доблестного десантника в крутых боевиках «В зоне особого внимания» и «Ответном ходе» имя артиста Бориса Галкина гремело на всю страну, для многих он стал идеалом настоящего мужчины. Согласно корреспонденту «Вечерней Москвы» Андрею Кравченко, сыгранный Галкиным командир разведывательно-диверсионной группы Тарасов стал не только образцом для киноподражания, но и «визитной карточкой» актёра. Обозреватель газеты «Москвичка» Мария Посохова отмечает по этому поводу, что сыгранная тридцать с лишним лет назад роль десантника, лейтенанта Виктора Тарасова словно бы отпечаталась на нём. Киновед, член Союза кинематографистов России Денис Горелов считает, что выбор на роль командира группы гвардии лейтенанта Тарасова «компактного» самбиста-каратиста, актёра Театра на Таганке Бориса Галкина был попаданием в яблочко: «Попрыгучий мячик-лейтенант пританцовывал, бесился, валял дурака и отлично выглядел в тельняшке с автоматом-складнем через шею коромыслом».

Член Союза писателей России, полковник запаса Борис Карпов уверен, что главный герой картины, десантный лейтенант Тарасов здорово полюбился военному зрителю по причине своего задора, напористости, бескомпромиссности, отваги, то есть всего набора качеств офицера-романтика, присягнувшего на верность Родине, готового выполнить любой боевой приказ. Прапорщика Волентира и лейтенанта Тарасова он называет просто: «Бравыми десантниками».

Значение в военно-патриотическом воспитании

После выхода фильма «В зоне особого внимания» в прокат, конкурс в Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище вырос фактически в десять раз, — до двадцати человек на место, — в первую очередь, благодаря блестяще сыгранной Борисом Галкиным роли лейтенанта Тарасова. Старший редактор газеты «Красная звезда» Константин Ращепкин отмечает то обстоятельство, что мастерски владеющий приёмами рукопашного боя и ловко побеждающий на учениях со своей разведгруппой целые роты мотострелков, кинематографический лейтенант Тарасов буквально «звал» в РВВДКУ тысячи отважных мальчишек. Поступить, однако, удавалось немногим. И лишь единицам удавалось попасть по распределению в разведывательные подразделения ВДВ. «Кто из пацанов в те годы не хотел быть похожим на лейтенанта Тарасова?», — соглашается с ним другой корреспондент «Красной звезды» Юрий Бородин. По мнению обозревателя газеты «Гудок» Светланы Пшеничновой, мальчишки тысячами шли в военные училища с именем лейтенанта Тарасова на устах, потому что это был надёжный парень, мастер своего дела, настоящий мужик. Корреспондент ИА REGNUM и помощник командующего КСПМ СНГ по информационному обеспечению полковник А. Диордиев подтверждает, что в конце 70-х — начале 80-х, лейтенант Тарасов и крутой десантный боевик «В зоне особого внимания» многим парням судьбу сделали.

После успеха обоих фильмов, актёр Борис Галкин встречался с командующим ВДВ генералом Подколзиным. По словам актёра, генерал сам тогда положил голову ему на плечо и сказал: «Сынок, если бы ты знал, что ты для нас сделал!..». «Куда подевались те ловкие, удачливые десантники из фильма «В зоне особого внимания»? — вопрошал с ностальгией обозреватель журнала «Коммунист Вооружённых сил» майор Игорь Плугатарёв, повествующий в начале 90-х о пришедших им на смену героях перестроечных фильмов про армию, где на первое место вышли темы неуставных отношений и дедовщины, а не чувство долга и решимость во что бы то ни стало выполнить боевую задачу.

Во время пребывания Бориса Галкина в Пскове в июле 2011 года, к нему подошла делегация из «Союза десантников Пскова» во главе с генерал-майором в отставке Юрием Соседовым. Любимому артисту они вручили подарки, благодарили за роль капитана Тарасова. «Ведь я, как и многие мои товарищи, стал офицером-десантником посмотрев фильм «В зоне особого внимания», — заметил один из мужчин. Виктор Бабенко, депутат Областной думы Законодательного собрания Свердловской области, председатель правления Свердловской областной организации «Российского Союза ветеранов Афганистана» вспоминает о времени выхода первого фильма дилогии: «Нам лет по шестнадцать было, смотрели фильм по пять-десять раз и рвались в десантуру!». О встрече ветеранов войны в Афганистане с Борисом Галкиным в 2010 году, Бабенко пишет, что это уже был не тот молодой лейтенант Тарасов, да и ветераны боевых действий — тоже уже не мальчишки, но всё равно принимали его «на ура», как командира.

Несмотря на то, что фильмы «Ответный ход» и «В зоне особого внимания» были сняты на рубеже восьмидесятых, молодые парни до сих пор, под впечатлением от созданных Галкиным образов делают свой жизненный выбор и ставят во главу угла служение Отечеству.

Региональная ордена генерала армии Маргелова общественная организация ветеранов десантных войск «Союз десантников Крыма» от души поздравляет потрясающего артиста и замечательного человека Бориса Сергеевича Галкина с 70-летием! Желаем крепкого десантного здоровья, творческих успехов, хорошего настроения и всего доброго Вам и Вашим близким! Выражаем Вам огромную благодарность за Ваш вклад в приумножении славы Воздушно-десантных войск и десантного братства! 

 

Оставить комментарий

Авторское право © 2017 Союз Десантников Крыма.